П р е д к и    Я. К.  С л о в ц о в а

Церкви СЛОВЦОВЫХ

Церковь при Нейво-Шайтанском заводе 

Заселение Нейво-Шайтанского, или иначе, Сусанского  завода началось в 1730 году, а самостоятельный приход образовался в 1750 году, отделившись от прихода села Мурзинскаго.

 

Сусанские-1 и Невьянские-2 заводы 

В 1750 году была заложена в заводе деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая, по окончании постройки, в 1754 году была освящена.

В 1797 году вместо деревянной была заложена каменная двух-престольная церковь. – «По окончании устройства придельнаго храма во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы храм сей в 1812 году мая 27 дня освящен.  Дело о постройке каменной церкви в заводе продолжалось до 1820 году, когда окончен постройкой главный храм во имя апостолов Петра и Павла»…

 

с.Киргинское Ирбитского уезда

 В Киргинской слободе церковные документы середины 18 в. отмечают  наличие трёх церквей – Троицкой, Спасской и Петропавловской

 

Первый храм в селе, во имя Нерукотворенного образа Спаса, был деревянный и находился на полуострове, образуемом рекою Ницею, и по своему построению, вероятно, был современен заселению села Киргинскаго. Памятником этого храма остались полусгнившие бревна, торчащие из берега реки, подмываемого водой.

Существующий двухэтажный каменный храм во имя Нерукотворенного образа Спасителя заложен в 1779 г., строился на пожертвования прихожан и окончен в 1818 году. В нем четыре престола. Главный храм освящен в 1835 г., придел во имя Казанской иконы Божией Матери – в 1785 году, во имя св. Георгия Победоносца – в 1786 году и во имя св. Сергия Радонежскаго – в 1788 г. В храме полы сделаны из мрамора, запрестольныя иконы поставлены так же на мраморныя тумбы. В одном из приделов храма имеется выписанная с Афона икона Божией Матери Всех скорбящих радости. Она находилась в большом почитании у прихожан и почитание это усилилось после следующего события: 12 июля 1896 г., во время грозы, молния, в форме шара, проникла в церковь, ударила в киот иконы Божией Матери, опалила его и позотолу иконостаса, но самой иконы не коснулась. Придельный храм во имя св. Сергия Радонежскаго и иконостас в нём устроены на средства Ирбитскаго купца Сергия Панова. В приходе имелось семь часовень, из них 3 каменные – в самом селе и в деревнях Гунях и Фоминой, и 4 деревянные – в деревнях Нижней, Вяткиной, Дубской и Мысе. Священники и один псаломщик помещались в церковных домах, диакон и второй псаломщик – в общественных.

С 1929 г. богослужение не совершалось. Закрыта в 1930 г. Снесена.

 

Киргинское село сейчас


 с.Фоминское Тюменского уезда, Сретенская церковь

Вот что пишет о церкви, в которой верой и правдой прослужило три поколения предков Я.К.Словцова, Решетников Анатолий, г.Тугулымск:

«На данный момент село Фоминское - это очень маленький населенный пункт, скорее всего статус обычной русской деревни и, как по всей России,  лихие 90 прокатились и покорежили сельский уклад деревушки, выбросив работоспособное поколение на задворки нашего времени:  молодежь вся в городе, в деревне, как и везде, в основном люди преклонного возраста.

По рассказам, церковь была красивая, звон ее колоколов был слышен по всей округе,  но на моем сознательном возрасте - это уже только развалины от былого храма. Мы планируем на сайте размещение панорам наших малых и больших поселков и деревень, так что будем иметь в виду сделать панораму у бывшей церкви».

О том, что пишут краеведы о сёлах Тугулымского  района, можно почитать на стр. http://www.tugulym.ru/info/kraeved_o_raione.html .

Автор публикацииЛеонид Поротников, председатель Тугулымского районного общества краеведов. 

 

с.Гилевское  Тюменского уезда, Богоявленская церковь

 

Повторим немного об этой церкви, так как в ней служил не только сам Я.К.Словцов, но и его отец К.И.Словцов.

Основана в 1821 году. Церковь является памятником архитектуры.

А  вот что о ней написано несколько лет назад:

«На окраине села Гилево, почти в чистом поле стоит громадная двухэтажная Богоявленская церковь, сравнительно хорошо сохранившаяся и потерявшая лишь колокольню да крест на главном куполе. Вероятно, мы точно уже не узнаем, почему в небольшом селе выстроили такую большую церковь, да еще на окраине. Можно лишь предположить, что существовал план развития «большого Гилёва» и церковь должна быть центром прихода, включавшего в себя окрестные деревни. Церковь освятили в 1821  г. Но строили её не одно десятилетие. Такой храм в отдаленном селе не мог быть построен быстро. О длительности строительства говорят фасады здания: первый этаж имеет явно барочное происхождение, второй – классический.

В настоящее время этот Храм находится в полуразрушенном состоянии и не функционирует».

http://www.w-siberia.ru/turto/area/vagajskiyregion/towntr/dost/church.htm

Эта церковь строилась как раз в то время, когда в ней служили  священниками сначала Корнилий Иванович Словцов, а потом – его сын Яков Корнилиевич Словцов.

Предки Я.К.Словцова  (в Зауралье и в Сибири)

Во вновь образованных поселениях строительство церкви или церквушки было едва ли не первостепенной задачей.

Род Словцовых, давший Сибири, Уралу и всей России немало выдающихся учёных, писателей, врачей, инженеров, происходит именно от такого священника-подвижника, некоего Козмы, прибывшего  с женой и сыном Емельяном в Невьянскую слободу в начале далёкого 17 века.

Емельян Козмин , 1618 г.рождения, в 1637 году - житничный дьячек в Невьянской слободе (прозывают Омелька);   в 1668 - священник Богородицкой церкви Невьянской слободы.  Прямой предок всех известных Словцовых.

Переселение на железоделательные заводы Урала и Зауралья в 17-18 веках приняло невиданный размах.  И насколько же сложно было священникам держать в узде своих прихожан: людей  не просто отлучили от привычного крестьянского труда, превратив в рабочих  на заводах. У большинства из них жизнь, вместо ожидаемого улучшения, существенно ухудшилась. Да, крестьянский труд тяжёл, но зато на природе, а здесь – каторжный немеханизированный труд, раскалённый металл, дефицит воды, полуголодное существование. И даже картошки не посадишь – кругом горы и глинистая почва.

…По переписи 1668 года у Емельяна 3 сына, все находятся при нём:

Ивашко Емельянов,1648 г.р.;  Микитка Емельянов, 1652 г.р.; Яков (Якунка) Емельянов, 1654 г.р.

Ивашко – прямой предок известного из Словцовых,  Ивана Яковлевича, учёного и директора Тюменского реального училища.

Микитка – о нём сведений нет.

Яков (Якунка) – прямой предок будущих известных Словцовых – историка Сибири Петра Андреевича Словцова,  В.П.Словцова (зятя А.Ст.Попова) и   писательницы Е.А.Словцовой-Камской.


В 1710 Якунка - 1-й священник в Невьянской слободе,  в 1721 - 2-й священник в Невьянской слободе (уже тогда появляется фамилия - Слопцов).

У Якова один сын Анисифор (Никифор) Яковлев. В 1710 (28) и 1721 (38) годах - 3-й священник в Невьянской слободе (Анисифор). Сын Никифора – Василий, внук – Андрей (священник при Нижне-Сусанском заводе) – отец П.А.Словцова (историка Сибири). А у самого Петра Андреевича детей не было.

К сожалению, у большинства Словцовых наблюдается печальная закономерность – угасание рода по мужской линии.

Далее  рассмотрим жизнь и деятельность потомков Ивашки Емельянова – их продвижение на восток, места обитания и всё остальное, так как Ивашко, как уже сказано, прямой предок И.Я.Словцова – следовательно, и отца его, Я.К.Словцова.

О сыне Ивашки Емельянова  - Василии Иванове известно, что по переписи 1719 года он  - пономарь в Ильинском погосте Киргинской слободы, писался также как Слопцов.  Следовательно, в родной церкви для него не нашлось вакансии.

О внуке Ивашки - Василии Васильеве - пока ничего не известно. То ли это он перебрался в село Фоминское Тюменского уезда, то ли его сын – но по переписи 1782 года наши предки уже служат в Сретенской церкви именно этого села.

Правнук Ивашки  – Андрей Васильевич (1721-1789), которого из-за того, что они полные тёзки, ошибочно выдают за отца П.А.Словцова, историка Сибири, служит священником в Сретенской церкви села Фоминского;  в 1783 году уволен  в заштат, так как овдовел.

У него два сына: Иван Андреевич (1743-1792)– дьякон той же церкви, и Пётр Андреевич– дьячок, 1755 г.рождения (так что когда говорят, что Иван Яковлевич Словцов – пра…внучатый племянник Петра Андреевича Словцова – это святая правда, только этот П.А. -  не историк Сибири, а просто дьячок). 

У Ивана в 1784 году тоже умерла жена, и приход перешёл не к нему, а к священнику из другой семьи.

У Петра  к моменту переписи 1795 года  – 5 детей.

У Ивана 7 детей, среди них – Корнилий  1775 г.р., с 1794 г. - дьячок этой церкви. Почти все дети Ивана уехали из Фоминского – кто в другие церкви, кто на гражданскую службу (Николай умер в 1783 году; Пётр – выбыл диаконом в Ашлыцкую слободу; Василий – остался диаконом; Антон – выбыл в г.Тару подлекарем; Корнилий – в 1804 году на вакантную должность священника в село Гилевское Тюменского уезда; Параскева и Федора выданы замуж в другие сёла).

Итак, Корнилий (1775-182?)   в 1804 году  рукоположен в  священники  Богоявленской церкви села Гилевское Тюменского уезда Тобольской епархии (место расположения церкви  в клировых ведомостях указывалось не по губернии, а по епархии). Считается, что Богоявленская церковь основана в 1821 году. Была ли она построена на месте старой церкви или в другом месте – пока не выяснено.

Женился на Марфе Ивановой, 1785 г.р. Родились дети

 – в 1805 году – Харитина;

– в 1806 - Параскева (оставшаяся старой девой);

–  в 1809 году  9 октября - Яков (заглавная персона этого сайта);

– в 1812 - Евдокия, впоследствии вышедшая замуж за священника Стефана Добронравова  Богородской церкви Суерской слободы);

– в 1815 – Василий (умер в 1834 году).

Корнилий практически безвыездно живет в Гилевском, редкие отлучки только для ежедневного крещения, отпевания, венчания. Он прожил тихую, праведную, но короткую жизнь…

Вот коротко и всё о предках Якова Корнилиевича Словцова – удивительного человека, последнего священника из этой ветки Словцовых.

 

 

Карта служения священников Словцовых

Фотографии и изображения


Понятно, что не сохранились фотографии священников Словцовых и мест их обитания – примерно до последней трети 19 века здесь многие и не слыхивали о таком деле – фотографировании.

Могли бы остаться какие-то акварели или графика – но нам об этом ничего не известно…

В 1997 году выпущена медаль в честь П. А. Словцова, но не как священника, а как историка Сибири:

Томпак. Д 60 мм. Тираж 120 (100 + доп. 20 в 2001). Московский монетный двор.

Описание медали: Лицевая сторона: на всем поле медали погрудный портрет; по гурту – Пётр Андреевич Словцов и даты жизни – 1767-1813.

 

Оборотная сторона: в центре поля изображена старинная тумба, на которой лежат книги, на верхней название одного из сочинений Словцова «Историческое обозрение Сибири»; на свободном поле высечены слова сибирского историка – «Я … за труды не ищу наград, желая только быть полезным для Сибири читающей…»; по гурту текст: Славен град Тобольск / год основания 1587.

http://www.tobolsk.org/fond/collections/medal/420.html.

Как видим, дата смерти указана неверно – Пётр Андреевич умер в 1843 году.  Этот факт  рождает другое сомнение: Пётр Андреевич ли изображён на портрете?

На сайте http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200601107  видим совсем другое его изображение:

И тоже без указания источника. Но этот портрет гораздо привлекательнее.

Ещё раз о родстве П.А. Словцова, историка Сибири, и И.Я.Словцова, директора Тюменского реального училища: они родственники, но очень-очень дальние. У Петра Андреевича не было ни внучатого, ни правнучатого племянника Ивана Яковлевича; у Ивана Яковлевича был двоюродный прадед Пётр Андреевич, но не историк Сибири, а дьячок Сретенской церкви села Фоминское Тюменского уезда (ТФ ГАТО. Ф.154. Оп.8. Д.116. Л.29-30).

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz