Словцова Евгения Борисовна


Костюмер из «ленфильма»,  или последняя из Словцовых


В.Е.Копылов:

В своей первой книге «Окрик памяти», изданной в трёх томах в Тюмени издательством «Сло­во» в 2000-2002 годах, я много рассказывал о судьбе двух знаменитых Словцовых-тюменцах: энциклопедисте Иване Яковлевиче, директоре Александровского реального училища, и о его сыне, профессоре физиологии Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге - Борисе Ивановиче (1874-1924). Не менее известной, особенно в театральных кругах Петрограда-Ленинграда, была дочь Бориса Ивановича Словцова, Евгения Борисовна, внучка Ивана Яковлевича.

Судьба оказалась мало благосклонной к тюменско-петербургской ветви Словцовых: Евгения Борисовна в семье Ивана Яковлевича и Бориса Ивановича была последней носительницей этой фамилии.

 

Все представители последующих поколений носили другие фамилии (хотя утрата фамилии – это не «заслуга» судьбы, а выбор самого Бориса Ивановича и его жены – иметь всего одну дочь.

Как раз судьба была к ним очень благосклонной – Иван Яковлевич долгое время был одним из самых уважаемых людей в Тюмени – пока к власти не пришли стяжатели и завистники; Борис Иванович, несмотря на столь тяжёлые для страны и каждого человека времена, стал выдающимся учёным, профессором, за свою короткую жизнь много успел сделать для науки; Евгения Борисовна тоже на выбранном поприще достигла немалых успехов и нашла своё семейное счастье. Такой «малой благосклонности судьбы»  редко кто не позавидует. Можно сказать, что Словцовы и их потомки – как раз любимчики судьбы, пусть не все и под другой фамилией - прим.автора сайта).

 

Е.Б. Словцова  стала широко известна в Санкт-Петербурге и по всей стране с 1920-х годов как художник и костюмер киностудии «Совкино», позже - «Ленфильм». Она - автор костюмов и руководитель групп костюмеров к 36 кинофильмам. И каких фильмов!

 

Во время работы над этим параграфом я как-то включил канал «Наше кино» спутникового телевидения НТВ-Плюс. Трудно избавиться от наваждения, но ощущение такое, как будто там, в Москве, знали о моих мучительных попытках создать более или менее стройное изложение биогра­фии Е.Б.Словцовой.

 

Подумать только: на экране телевизора появились титры знакомого мне ещё с юношеских лет кинофильма «Мусоргский» (1950-й год, режиссёр Г.Л.Рошаль) с участием таких корифеев отечественного кино как Черкасов, Орлова и Борисов! После перечисления исполнителей, к великому моему удовлетворению, я прочитал: «Костюмы - Е.Б.Словцовой».

 

Надо очень внима­тельно просмотреть этот фильм, чтобы в полной мере оценить талант последней представительни­цы петербургской ветви рода Словцовых.

Посмотреть без прослеживания сюжета, обращая внима­ние только на то, как одеты главные исполнители и окружающая их толпа. Яркая и необычная для нас одежда, особенно военные мундиры, поражают воображение зрителя тонким знанием эпохи создателями коллекции сложнейших костюмов. Только человек с незаурядным исследовательским талантом (гены отца и деда?) позволили Словцовой, перелопатив огромный пласт старой литерату­ры и музейных экспонатов, решить задачу, поставленную режиссёром фильма.

 

Много лет я читаю студентам курс лекций по истории науки и техники Зауралья. Ежегодно с помощью видеомагнитофона показываю им фрагменты старого художественного кинофильма Л.З.Трауберга «Александр Попов», снятого ещё в далеком 1949 году во времена моего студенчества. Фильм с участием незабвенного актёра Н.Черкасова повествует об изобретении в России радио.

 

Кто бы мог подумать, что уже тогда в титрах фильма значилось имя Е.Б.Словцовой! Возможно, если бы я обратил внимание на это имя в титрах раньше, судьба петербургской семьи Словцовых давно бы стала мне известна. Евгения Борисовна рабо­тала вместе с таким мастером режиссуры,  как С.А.Герасимов. В титрах его кинофильма «Маскарад» (1941 г.) можно видеть имя Е.Б.Словцовой.

 

Её участие в качестве костюмера отмечено в фильмах «Римский-Корсаков» Г.Л.Рошаля (1950-1952), «Герои Шипки» и «Два капитана» (1954, 1955), «Мы с вами где-то встречались» (1954) с участием знаменитого Аркадия Райкина («Паганини эстрады», как звали его англичане), «В огне брода нет» Г.Панфилова (1966), «Сломанная подкова» режиссера С. Арановича (1973) - того самого, кто создал знаменитые фильмы «Летняя по­ездка к морю» (1978) и «Торпедоносцы» (Ленфильм, 1983), и мн. др.

 

Как складывалась судьба художницы? Она родилась в Санкт-Пе­тербурге 24 февраля 1900 года в семье Б.И. Словцова. В детские годы неоднократно бывала в Тюмени в гостях у своего деда И.Я.Словцова и бабушки. 

 

Вместе с родителями посетила некоторые европейские страны  и  города Поволжья. Завершив среднее образование - гимназию,  в конце 1910-х и начале 1920-х годов Е.Б.Словцова училась на курсах мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП) в классе В.Э.Мейерхольда и в знаменитом ВХУТЕМАСе  (Высшие художественно-технические мастер­ские»).

 

Принимала участие в театрализованных представ­лениях, посвященных знаменательным датам календаря революции. Работала в Декоративном институте, оформ­ляла разного рода агитки для трамваев, улиц и площадей Ленинграда, писала декорации для самодеятельных спек­таклей бойцов Красной Армии.

 

В 1920 году оформляла Зимний дворец к началу работы второго съезда Комин­терна.

1922-1927 годы были заполнены работой в теат­рах Новой драмы и Пролеткульта, в образцо­вом театре М.Туберовского и театре политуправления во­енного округа, в Академическом театре драмы.

 

Несколько лет посвятила Ленгосэстраде (главный ху­дожник) и городскому цирку. «Эта всеядность, - вспо­минала Евгения Борисовна, - немало мне повредила, мно­гое пролетело мимо. Думаю, в моей биографии художни­ка всё могло быть иначе, фундаментальней, серьёзней и основательней.

С другой стороны, я хорошо понимала, что художнику кино трудно сохранить творческую индивидуальность: кинопроизводство жёстко подчиняет тебя своим законам».

В годы войны 1941-1945 годов она, находясь в эвакуации в Иваново, оформляла программы Московского цирка.

Работала в Горьком.

В Баку в 1975 году оформила спектакль «Князь Игорь» А.Бородина в Академическом театре оперы и балета.

Но главным заня­тием своей жизни Евгения Борисовна, начиная с 1926 года, когда знаменитый петербургский ресторан «Аквариум» был перепланирован под помещения ки­ностудии «Совкино» (позже - «Ленфильм»), считала работу в кино.

 

Евгения Борисовна вспоминала: «Я давно мечтала о кинематографе, он был моей страстью. Однажды я отправилась на фабрику «Совкино», что находилась на Каменноостровском, же­лая устроиться там художником.

Помню, что была готова на любую исполнительскую работу, лишь бы перейти в кино. Вошла в кабинет директора А.М.Сливкина, присела на край одного из глубоких кресел, ощутив невероятную робость.

Молчание нару­шил Сливкин. Узнав, что я имею некоторый опыт работы в те­атре и цирке, он спросил меня о моих познаниях в части обязан­ностей художника в кино. Отвечала, что мало, и просила назна­чить меня ассистентом. Сливкин: «Нам нужны художники. Ставлю вас на картину». Я слабо возражала. «Научитесь!». На этом разговор закончился. Выйдя за дверь, я получила и сразу заполнила листок договора.

 

Первой моей картиной были «Гонча­ры» режиссёра С.М.Галлая. Мне вручили сценарий и повезли на  завод Ломоносова, где нужно было зарисовать печь для обжига. Пришлось её обмерять и всю ночь рисовать и чертить. Через два дня печь была построена в павильоне в бывшем Розовом зале ресторана «Аквариум».

 

В то время в студию пришли многие молодые люди, ставшие позже классиками советского кино.

За свои заслуги в развитии отечественного кинематографа Е.Б.Словцова была принята в члены Союза художников СССР.

 

Большинство эскизов костюмов и декораций, созданных Е.Б.Словцовой за нес­колько творческих десятилетий, основаны на элементах обобщённости и условности, а также на контрастных сочетаниях яркого цвета и простейших фигур.

Они хранятся в Санкт-Петербурге в музее театральных и музыкальных искусств, а также в частной немецкой коллекции бывших наших сооте­чественников.

 

Когда, уважаемый читатель, если вы будете смотреть такие кинофильмы,  как «Разбудите Леночку» (Ленфильм, 1934, режиссёр А.Кудрявцева), «Сыновья» (1946, режиссёр А.Иванов), «Золуш­ка» (1946, режиссёры Н.Кожеверова и М.Шапиро) или «Его время придёт» (1957, филиал Алмаатин­ской студии «Ленфильм»), «Пи­ковая дама» (1960, режиссёр Р.Тихомиров), «Барьер неизве­стности» (1961), «Знакомьтесь, Балуев» (1963) и «Красный дип­ломат» (1971), то обратите внимание на титры. Во всех этих хорошо известных фильмах, как и во многих других, вы встре­тите в перечне создателей лен­ты имя Евгении Борисовны.

 

Словцова вспоминала свою работу в кино с режиссё­рами Э. Иогансоном (1927) и С.А. Герасимовым (1940), Л.З. Траубергом (1949), Г. Роша­лем (1950-1952), Г. Панфило­вым (1966) и С.Арамовичем.

 

Умерла Евгения Словцова в 1992 году в Ленинграде. Муж – оператор Ленфильма Леонид Патлис.

Сын – Патлис Борис Леонидович.

 

(К  работе  В.Е.Копылов  добавлены  комментарии  и уточнения автора  сайта).

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz