Мифы о Словцовых
С возникновением и распространением интернета появилась уникальная возможность публиковать всё, что вздумается автору. Без корректоров и цензуры. С одной стороны, такие публикации несут знания и информацию в массы; с другой – часто содержат исторические неточности или просто вымысел, с чем мы и столкнулись в процессе генеалогических исследований ветки Словцовых.
К счастью, это не коснулось Якова Корнилиевича Словцова – заглавной персоны данного сайта, не добрались до него краеведы и геноведы; но зато ох как коснулось его сына И.Я.Словцова – директора ТАРУ, и П.А.Словцова – историка Сибири. У этих учёных есть свои «биографы Словцовых», безусловно, делающие много для популяризации знаний о Словцовых; но с их помощью в интернет попали не только факты, но и мифы, разнесённые потом другими авторами по десяткам сайтов.
Немалую медвежью услугу оказали биографам Словцовых также мифотворцы из прошлого, например, автор некролога о Я.К.Словцове Н.Палопеженцев (о нём – ниже) – из этого некролога тоже пошли гулять мифы. Казалось бы, кому же тогда доверять, если не современникам и родственникам интересующих нас персон? Ответ: только архивам: об остальном лучше писать уклончиво. Массовому читателю безразлично, какого числа и месяца; на какой улице родился герой – достаточно года и города.
Так же и с родственными связями: понятно, если брат, отец или сын; но если в десятом колене да ещё двоюродно-четвероюродный – это интересно только упёртым генеалогам, остальным достаточно сказать «дальний родственник». Мы не просим всех копаться в архивах, а только об уважении к своим персонам.
Итак, исходим из того, что:
Пётр Андреевич Словцов (историк Сибири) родился в 1767 году при церкви Нижнесусанского завода (написано в его мемуарах). Умер 28 марта 1843 году в Тобольске (надпись на могильной плите).
Иван Яковлевич Словцов (директор ТАРУ) родился 11 ноября 1844 года в Тюмени (док. из Тобольского архива). Умер в 1906 году в С-Петербурге (на могильной плите).
Мифы о рождении
1.Словцов, Петр Андреевич — сибирский историк, директор народных училищ Иркутской губ. (1767—1843 гг.) С. происходил из семьи священника Нижнеусеянского завода (ныне Верхотурский уезд Пермской губ.).
(Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/114040/Словцов).
Никиенко О.Г., зав. ИКО ТОУНБ им. А.С. Пушкина http://oblastnichestvo.lib.tomsk.ru/page.php?id=3
Как пишет Пётр Андреевич в «Историческом обозрении Сибири», он родился на Нижне-Сусанском железоделательном заводе Пермской губернии, но в устном разговоре он же говорил, бывало, что родился на берегах Нейвы в Невьянском заводе, находящемся в Ирбитском уезде, лежащем по ту сторону Уральского хребта, следовательно, в Сибири.
Это – слова И.Т.Калашникова, но тут требуется уточнение: Сусанский (иначе Нейво-Шайтанский) завод также расположен к востоку от Уральского хребта, тоже в Сибири.
Уточнять это у нас нет возможности, к тому же для истории безразлично, в какой именно точке Зауралья (или Западной Сибири) родился историк, к тому же места эти расположены не далеко друг от друга, как видно на карте:
Карта. Сусанские-1 и Невьянские-2 заводы
Да, уточнять смысла нет, смысл в другом – для всех родившихся здесь в 18 веке простых людей путь наверх был закрыт. Но этот мальчик, сирота с ранних лет, родившийся в такой глуши, не имея денег и влиятельных родственников, только благодаря своему таланту и упорству смог получить лучшее в России образование – в С-Петербургской Духовной Академии, стать высокопоставленным чиновником, образованнейшим человеком, замечательным краеведом и написать то, что написал.
А придумать или присочинить кое-что в своей биографии – это, в конце концов, его право.
2. И.Я. Словцов, уроженец Тобольска
Из очерка Н. Войновой «Тюменское реальное и его меценаты» в газете «Тюменский комсомолец» - о Тюменском реальном училище:
http://history-ap.narod.ru/Didakt/Khrestom/Edu_Sibir/1/1.htm
3. Как уже говорилось на странице «Церкви Я.К.Словцова – Фотографии», в 1997 году выпущена медаль в честь П. А. Словцова, но не как священника, а как историка Сибири. И даже на медали допущена ошибка – неправильно указана дата смерти.
Томпак. Д 60 мм. Тираж 120 (100 + доп. 20 в 2001). Московский монетный двор.
Описание медали: Лицевая сторона: на всем поле медали погрудный портрет; по гурту – Пётр Андреевич Словцов и даты жизни – 1767-1813.
Оборотная сторона: в центре поля изображена старинная тумба, на которой лежат книги, на верхней название одного из сочинений Словцова «Историческое обозрение Сибири»; на свободном поле высечены слова сибирского историка – «Я … за труды не ищу наград, желая только быть полезным для Сибири читающей…»; по гурту текст: Славен град Тобольск / год основания 1587.
http://www.tobolsk.org/fond/collections/medal/420.html
Как видим, дата смерти указана неверно – Пётр Андреевич умер в 1843 году. Этот факт рождает другое сомнение: Пётр Андреевич ли изображён на портрете?
На сайте http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200601107 видим совсем другое его изображение:
И тоже без указания источника.
Но этот портрет гораздо привлекательнее.
Мифы о происхождении
1.«…Типичным человеком этой среды был П. А. Словцов. Словцов (фамилия его — семинарского происхождения, родовая фамилия — Слопцев, от диалектного названия детали охотничьего вооружения; Слопцевы происходили из крещеных охотников-вогулов) принадлежал к наследственному сибирскому духовенству. Автор его рукописной биографии свидетельствует: «Род «Слопцевых» — так писались дед и отец ученого мужа — один из самых старинных между духовенством Ирбитского края и славился издавна как бы наследственною даровитостию своих членов».
Поэзия 1790—1810-х годов, Ю.М.Лотман http://www.rvb.ru/18vek/poety1790_1810/05article/intro.htm
Даровитость членов фамилии – это, конечно, хорошо, но сама идея о том, что насильственно крещёный вогул, толком не знающий русский язык, мог стать церковнослужителем, вызывает сомнение. Разве только он был в детстве усыновлён русским священником, но метрической записи о рождении Козмы у нас, к сожалению, нет.
Особенно досадно размещение этой информации не просто в какой-нибудь дежурной статье, а на страничке, посвящённой поэзии П.А.Словцова.
И мысль про охотничье вооружение тоже кажется просто фантазией, гораздо правдоподобней выглядит другое значение: «Словинка — «заветное слово» (СРГСУ). Так могли прозвать и человека, острого на язык, не лезущего за словом в карман, мастера говорить; грамматически «словцо» — уменьшительное от «слово», ср.: «Давыд Слово Захарьин сын, послух, 1483» (Тупиков).
Слопить — яросл.: «втолковывать, наставлять, поучать» (Фасмер).
2.Ещё: «у Словцовых (Слопцовых) бытовала легенда о происхождении от одного из первых десяти священников, посланных в Сибирь из Устюга».
Священники действительно поехали в Сибирь: «Еще в эпоху начального освоения нашего края при создании Сибирской епархии в 1620 г. из Вологды и Устюга было отправлено в Сибирь 10 священников с семьями. На необозримых просторах Сибири сформировался особый мир духовенства «сильного нравственно, пытливого умом и физически выносливого» (Чумакова Э.Е. Бирюковы: мирское и духовное. Екатеринбург: Изд-во Уральский Университет, 2003) и, конечно, достаточно образованного. Учить, просвещать, строить - такова была их миссия. На земле Сибирской строились храмы, духовные учебные заведения. В каждой церкви - школа, библиотека, метрические книги (настоящая летопись жизни). С 1865 г. пишется история церквей и приходов. Во время миссионерских поездок священства в Низовой край открывались школы, создавались духовные миссии в Обдорске, Кондинском, Сургуте.
(Религия и церковь в Тюменском крае: Опыт библиографии. В 3-х частях. ч.2 / Чернышов А.В. - Тюмень: Мандр и Ко, 2004.
И О.И.Ососова, г.Тюмень http://www.ihtus.ru/102010/st10.shtml).
Был ли среди них предок Словцовых – не ясно, но версия правдоподобная.
Итак, ещё два мифа: Словцовы – из крещённых вогулов и Словцовы – из священников с Великого Устюга.
Мифы о родстве
Это – главный миф у краеведов Тюменской области и округи и безразличный для остальных читателей, поскольку они попросту не знают этой фамилии.
Ни кто такой Пётр Андреевич – человек, вопреки, а не благодаря создаваемым обществом условиям обошёл-облазил все уголки Сибири и в итоге написал бессмертный труд «История Сибири» (который совершенно не издаётся и не популяризуется местными властями, как и другие интереснейшие произведения П.А.Словцова).
Ни кто такой Иван Яковлевич – он, мало того, что заложил основу двух музеев (в Омске и в Тюмени), ещё и создал невиданное в России Реальное училище, после которого можно было без экзаменов (!) поступать в Технологические институты – настолько был высок уровень образования и воспитания.
И кто знает о нём? Десяток-другой краеведов?
Более ста лет назад «подленькая тюменская публика» (слова сына Бориса – прим.авт.) вынудила его уехать из родного города, но и сейчас это имя Тюмени не нужно (достаточно вспомнить, что имя И.Я.Словцова Тюменскому Краеведческому музею было присвоено только в 1995 году, а при объединении в 2009 году краеведческого музея и музея изобразительных искусств в «Музейный комплекс» оно было вообще забыто, хотя Музейный комплекс являлся правоприемником Музея им. И.Я.Словцова. Сейчас – благодаря стараниям горстки добросовестных краеведов и просто честных людей – оно Музейному комплексу возвращено).
Сколько у И.Я.Словцова произведений – и краеведческих, и психологических! Они тоже не издаются. Наверное, в Тюмени – нефтяной скважине России – нет денег на такую «ерунду».
Но вернётся к мифам о родстве этих двух самых известных Словцовых.
1.Пишет Вибе Петр Петрович, Омский государственный историко-краеведческий музей (ОГИК):
Словцов Иван Яковлевич (1844 - 1907) - преподаватель Сибирской военной гимназии, краевед. Родился 17 ноября 1844 г. в Тюмени в семье протоиерея, правнук П.А. Словцова - историка и основоположника сибирского краеведения.
2. О.И.Ососова, г.Тюмень:
Словцов И.Я. является правнучатым племянником историка Словцова П.А., т.е. прадед Ивана Яковлевича и Петр Андреевич были родными братьями.
http://www.ihtus.ru/102010/st10.shtml
«Прадед Ивана Яковлевича и Петр Андреевич были родными братьями» - это правда, только это не историк Сибири, а совсем другой Пётр Андреевич.
Можно привести десятки таких примеров, но они только подтверждают: люди пишут заказные статьи; не достоверные, а вырванные где-то фразы. А зачем?
Вот пишет же И. Ф. П е т р о в, "Известия ОГИК Музея" №9 в статье «Старый Омск. Иллюстрированная Хроника Событий»:
«…наши предки действительно не забыты. Уже самый первый материал объемного, роскошно оформленного тома рассказывает о старейшем омском историке Иване Яковлевиче Словцове – родственнике знаменитого Петра Андреевича Словцова, автора всем известного «Исторического обозрения Сибири».
http://museum.omskelecom.ru/OGIK/Isvestya9/petrov.htm
Пусть уклончиво, но зато правдиво! Это же не биографическая статья в школьной хрестоматии!
Главные мифотворцы Тюмени
К ним по праву можно отнести профессора В.Е.Копылова. Вот что он сам пишет о себе: «Много лет я читаю студентам курс лекций по истории науки и техники Зауралья». Считает себя биографом Словцовых.
О нём предупреждает один из сотрудников Музейного комплекса: «Виктор Ефимович натура увлекающаяся, не всегда критично относящаяся к своим гипотезам и обожествляющая своих героев» (надеемся, что так, а не в погоне за учёными степенями и гонорарами).
Рассмотрим два его произведения о двух Словцовых – священнике Василии Петровиче, наставнике Ал.Ст.Попова; и семье Ивана Яковлевича:
1.Копылов В.Е. В.П. Словцов – наставник юного А. Попова //Копылов В.Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга вторая. Тюмень, 2001. С.7-8.
2.Копылов В.Е. Три поколения семьи Словцовых (к 160-летию со дня рождения учёного) //Земля Тюменская: Ежегодник ТОКМ: 2003. Вып. 17. Тюмень, 2004. С. 5-29.
По поводу первого произведения возмущается внучка Ал.Ст.Попова Надежда Г. Андреева (Мишкинис) на стр. http://www.pravnuchka.ru/polemika1.html
«Эта статья вызывает у меня недоумение. Для профессоров, кандидатов наук и других деятелей науки публикация в газете «Электрик», видимо, увеличивает количество печатных научных трудов.
Может быть, количество опечаток, неточностей не имеет никакого значения при публикациях в газете «Электрик».
Я не знаю, как возникает возможность публикаций статьи в газете «Электрик» с такими разнообразными неточностями: случайно перепутаны родители с их детьми, номера журналов, годы, страницы, даны ссылки на несуществующие источники.
Мне жалко, что материал профессора В.Е. Копылова, посвященный «огромному влиянию» учителя В.П. Словцова на «ученика» А.С. Попова был опубликован в газете «Электрик» и не вызвал ответа со стороны музея А.С. Попова при ЛЭТИ. Также мне трудно определить жанр этого произведения профессора В.Е.Копылова.
Если проф. В.Е. Копылов из Тюмени и музей А.С. Попова при ЛЭТИ в юбилейный для А.С. Попова 1995 год хотели таким способом прославить священника Василия Петровича Словцова как учителя Попова, то это вряд ли получилось.
И я очень сомневаюсь, что материал с допущенными неточностями говорит о том, что в городе Тюмени, где, видимо, живет автор, профессор В.П. Копылов, «высоко чтут имя изобретателя радио Александра Степановича Попова».
Александр Степанович Попов не допускал небрежности ни в своей работе, ни в публикациях, так же, как не допускал он и неуважения к людям».
По поводу второго:
Всё же творения В.Е.Копылова позитивны, потому что они хоть как-то, хоть для ограниченной аудитории (не размещены в интернете) популяризируют членов этой замечательной семьи.
Чемпион Тюмени
Вот уж кто действительно первый в погоне за известностью и дешёвой славой, так это тюменка Н.М.Моторина.
Тоже называет себя краеведом, биографом Словцовых (бедные Словцовы!).
Личность эта не новая, пару лет назад с ней пытались сотрудничать родственники И.Я.Словцова, занимающиеся своей родословной. Договорились, чтобы не дублировать запросы в архивы, обмениваться информацией. Наталья Михайловна у них информацию взяла, а как пришло время отдавать – тут нашлись всякие смешные (и совсем не смешные!!!) отговорки.
Короче, написала только «ПА двоюродный прадед ИЯ», и ничего не отдала (к счастью!). Почему к счастью? Да потому, что в противном случае они тоже писали бы: «Словцов И.Я. является правнучатым племянником историка Словцова П.А., т.е. прадед Ивана Яковлевича и Пётр Андреевич были родными братьями» или тому подобную ерунду.
А так они сами связались с Тобольским архивом и получили всю необходимую информацию. Результаты своих исследований они оформили в статью «Заметки к родословию И. Я. Словцова», которую представили на X Уральскую родоведческую научно-практическую конференцию, состоявшуюся 11-12 ноября 2011 г. в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского.
А в Тюмени между тем произошли удивительные события.
Пишет газета Вслух http://www.vsluh.ru/news/society/246614:
«11 апреля 2012 г. в 15.00 в Тюменском музее «Городская дума» по ул. Ленина, 2 состоялось открытие выставки, посвященной жизни и деятельности известного краеведа и исследователя Сибири Ивана Яковлевича Словцова. Экспозиция посвящена 105-летию со дня его смерти…
В результате двухгодичного труда в архивах Тобольска и Тюмени Моторина составила родословное древо славного рода Словцовых, которое насчитывает 12 поколений. Только в Тобольске на фамилию Словцов ей пришлось просмотреть 130 дел, а в них – от 700 страниц.
Исследователю-любителю Иван Яковлевич Словцов интересен не только как ученый, хороший организатор, но и как потомок древнего большого священнического рода. Первые Словцовы на тюменской земле появились в начале 17 века. Их имена известны историкам – Козьма и Емельян, они пришли в Сибирь через Урал».
Позвольте, как можно многодетной матери (у Н.Моториной шестеро детей, есть и малые) 2 года просидеть в архивах, да ещё в другом городе?
К тому же, она везде говорит, что является врачом. А как же работа? Впрочем, на форумах пишут, что она уже 20 лет не работает…
А родословное дерево от Козьмы вплоть до П.А.Словцова давно составлено председателем УИРО Михаилом Юрьевичнм Елькиным и опубликовано во многих трудах, например, в свободном доступе на сайте http://rodgersforum.borda.ru (ещё два года назад).
И степень родства двух Словцовых исчерпывающе изучена и изложена в вышеупомянутой статье «Заметки к родословию И. Я. Словцова», представленной на X Уральскую родоведческую конференцию ещё в ноябре 2011 г.
Ими же составлено Родословное Древо, представленное на страничке
http://www.myheritage.com/site-family-tree-119323291/web-site-семьи-кейзер?lang=RU
Так что уместно только говорить, что Н.М.Моторина изготовила Родовое дерево для уголка И.Я.Словцова в Тюменском музее, не более того (обидно-то как звучит: уголок! Это человеку, создавшему этот музей!).
Но это всё о моральной стороне вопроса.
Теперь по сути.
На упомянутом сайте http://www.vsluh.ru/news/society/246614 читаем:
«В итоге на вопрос, который ставила перед собой Наталья Михайловна: родственники ли друг другу два великих Словцова? – она отвечает:
«Нет! Иван Яковлевич не может быть правнучатым племянником Петру Андреевичу, хотя так считали многие.
И даже газета «Сибирский листок» опубликовала некролог по случаю смерти Ивана Яковлевича, где говорилось о том, что умер видный сибирский краевед, правнучатый племянник Петра Андреевича Словцова».
А на сайте http://www.tm-courier.ru «Тюменский курьер от 12 апр.2012 года в статье «В семье не без… историка» пишут прямо противоположное:
«Иван Яковлевич приходится Петру Андреевичу внучатым племянником. Эту давнюю догадку краеведов подтвердила работа Натальи Моториной, члена тюменского историко-родословного общества».
Что это? Потеря памяти? Желание прославиться любой ценой вперемежку с неспособностью к анализу?
Но Наталья Михайловна уже и так славная – говорят, по всей Тюмени висят плакаты с её портретом. Только в качестве кого её прославляют? Заботливой мамы? Опытного врача? Или заслуженного историка-родоведа?
Палопеженцев Николай Иванович
Упоминание о Николае Ивановиче Палопеженцеве есть в работе Коноваловой Е.Н. и Рощевской Л.П. «О научной деятельности Тобольского губернского музея» в Материалах Третьего сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири". Тобольск; Омск, 2000 на стр. http://all-referats.com/diploms/diplom-22510.html.
«История Сибири в трудах членов Тобольского губернского музея.
Ярким примером сибирского историописания в Тобольской губернии рассматриваемого периода является творчество Николая Ивановича Палопеженцева (1864 - 1902 гг.). К сожалению, о нём не имеется полных биографических сведений. Из формулярного списка, хранящегося в делах Тобольского государственного архива, узнаём, что Н.И. Палопеженцев родился 8 апреля 1864 г. (по старому стилю) в Тобольской губернии." По окончании Екатеринбургского Александровского реального училища в 1883 г. был направлен в качестве учителя искусств в Ялуторовское уездное училище,
С 1885 г, преподавал русский язык в этом же училище. В октябре 1891г. Н.И. Палопеженцев назначается штатным Смотрителем Ялуторовских училищ. С 1895 г. он - чиновник по крестьянским делам сначала на одном из участков Тарского округа, а затем в Ишимском округе. В 1899 г. за выслугу лет он был произведён в Надворные советники.
Неся государственную службу, Н.И. Палопеженцев активно участвовал и в общественно-культурной жизни западносибирской провинции, в разные годы он состоял действительным членом Тобольского губернского статистического комитета и Тобольского губернского музея. Большинство его трудов было посвящено истории местного края и опубликовано на страницах "Ежегодника". Его перу принадлежит и ряд статей, напечатанных в "Тобольских губернских ведомостях" (ТФ ГАТО. Ф. 152. Оп. 30. Д. 209. Л. 982-986).
Н.И. Палопеженцевым был написан историко-статистический очерк "Народное образование в г. Ялуторовске и Ялуторовском округе Тобольской губернии", который журнал "Русская мысль" (1896, № 4) назвал " одной из самых капитальных работ второго и третьего выпуска "Ежегодника".101 Цель очерка - дать полное представление о состоянии народного образования в Ялуторовском округе. Как писал автор, его работа имеет и политические цели: "Главной целью было разбить надежды, возлагаемые на духовенство заведовать школой. Вот... что вынудило меня работать над сухими скучными цифрами в течение целого года".
Для того чтобы выполнить поставленные задачи, провинциальному учёному необходимо было изучить историю вопроса, поэтому, соблюдая принцип историзма, автор подразделяет "Очерк" на 2 части: 1) история ялуторовских школ; 2) современное состояние народного образования. Первая часть работы - историческая, вторая - статистическое описание современного автору положения дел...
… Историческую часть работы Палопеженцев начинает со второй половины XVII в. и доводит историю развития народного образования до 1890 г. Он выделяет 6 периодов в развитии образования в Ялуторовском округе, каждый из которых характеризуется в отдельной главе. История развития образования, по мнению Н.И. Палопеженцева, неразрывно связанна с деятельностью местных просветителей из духовенства (Филофей Лещинский), а затем и с указами правительства, направленными на усовершенствование школьного дела. Именно это, а так же принцип "институциализации" образования положен в основу периодизации. При этом историописатель показывает переход руководящей роли в деле народного просвещения от церкви к государству. Подчёркивает роль отдельных лиц: меценатов, интеллигенции, декабристов в становлении образования в крае, называет их имена (Ф. Лещинский, Н. Якушкин, купец Балакшин и др.).
Несмотря на элементы компиляции в данной работе, самостоятельность автора несомненна. В тексте чётко прослеживается позиция провинциального историка по вопросу дальнейшего развития школьного дела. Возникшая по инициативе местного духовенства, отражавшая его интересы, школа первых лет, по мнению автора, "была далека от жизненных требований и страдала схоластикой". В начале XIX в. школы становятся "вполне народными и удовлетворяют требованиям жизни,...хотя педагогические приёмы и требовали самых серьёзных улучшений".103 Палопеженцев стоял на позициях светскости образования: успехи развития этого дела связывал с повышением интереса к проблемам школьного дела среди различных слоев общества; говорил о необходимости поддержки народного образования со стороны общественности; отмечал положительный опыт сотрудничества общества и учительства в конце XIX в., выразившийся в устройстве обществ попечения о начальном образовании и библиотек.
Исследование Палопеженцева, последовательное и обстоятельное по части истории, дополняется характеристикой современного автору состояния народного образования с множеством таблиц, планов и картограммой…
… Источниковая база данного сочинения характеризует автора как серьёзного исследователя, владеющего научными методами анализа источников. При написании "Очерка" Палопеженцевым были использованы обширные архивные материалы учебных заведений Тобольской губернии: Ялуторовской женской прогимназии, уездного и приходского училищ г. Ялуторовска, Тобольской гимназии, Курганского уездного училища, Рафаиловского монастыря. Сведения из архивов цитируются автором, как в исторической части, так и при освещении современного состояния дел на ниве народного образования. Обширные приложения к "Очерку" (26 страниц) содержат таблицы со статистическими сведениями о количестве учащихся, их сословном и половозрастном составе, учительских кадрах, о количестве школ в Ялуторовском округе в разные годы, схемы помещений училищ.
В своём труде Н.И. Палопеженцев опирается на работы других историков: П. Словцова "Историческое обозрение Сибири", Н. Пекарского "Наука и литература при Петре I", а также публикации К. Голодникова, М. Знаменского, А. Сулоцкого, С. Максимова, использует документы сборника "Постановлений и распоряжений по Министерству народного просвещения", а также "Дополнения к Актам историческим" (т. IV)…
… Работа Н.И. Палопеженцева - заслужившая признание современников, пользовавшаяся большим спросом у специалистов того времени. В 1894 г. в "ТГВ" была помещена небольшая заметка историка Сибири П. Головачёва об итогах просвещения в г. Ялуторовске, в подстрочнике к которой автор выражал благодарность лицам, содействовавшим в собирании и проверке необходимых сведений, В их числе был назван и штатный смотритель Ялуторовских училищ Н.И. Палопеженцев.106 Не потеряла она своего значения и сейчас.
В своём очерке историописатель привёл большое … Продолжение »